Arms
 
развернуть
 
683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 52
Тел.: (4152) 41-20-67
kray.kam@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 52Тел.: (4152) 41-20-67kray.kam@sudrf.ru
(ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН)
Правила заполнения
электронного запроса

ФОТОГАЛЕРЕЯ

РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДА

ул.Набережная,48

(уголовное судопроизводство)

ул.Ленинская,52

(гражданское и административное производство, кассационная инстанция)

Ленинская,52

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

с понедельника по четверг

с 8:30 до 17:42

в пятницу

с 8:30 до 16:42

обеденный перерыв

с 12:30 до 13:30

ДОКУМЕНТЫ СУДА
10.04.01 - №33- 312/2010 - неоказание содействия в получении ссуды

 

Судья Карматкова Е.В.

                 Дело № 33-312/2010 г.

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

 

председательствующего

Мелентьевой Ж.Г.

и судей

Керносенко Е.В., Стальмахович О.Н.

при секретаре                                      Поповой В.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 1 апреля 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства социального развития и труда Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 февраля 2010 года, которым постановлено:

      

заявление Ф. А.О. удовлетворить.

                Признать незаконным бездействие Министерства социального развития и труда Камчатского края по неоказанию содействия в предоставлении многодетной семье Ф. А.О. дотации, беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, предусмотренного п.п. «д» п. 1 Указа Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года.

                Обязать Министерство социального развития и труда Камчатского края устранить нарушение прав Ф. А. О.  - оказать содействие в предоставлении ему дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

             

      Заслушав доклад судьи К. Е.В., представителей Министерства социального развития и труда Камчатского края Л. Е.А. и В.  Н.А., поддержавших доводы жалобы,  объяснения Ф. А.О., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия    

УСТАНОВИЛА:

 

 Ф.А.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства социального развития и труда Камчатского края по неоказанию содействия в предоставлении многодетной семье Фещенко А.О. дотации, беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, предусмотренного п.п. «д» п. 1 Указа Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года и возложении на Министерство социального развития и труда Камчатского края обязанности оказать содействие в предоставлении дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

 В обоснование требований указал, что его семья является многодетной и в настоящее время проживает в жилом помещении на условиях поднайма. При обращении заявителя в Администрацию Камчатского края с заявлением о содействии в предоставлении ему дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, он получил письменный ответ Министерства социального развития и труда Камчатского края, которым в   удовлетворении его просьбы отказано. Данный отказ считает незаконным, нарушающим права многодетной семьи, предусмотренные п.п. «д» п. 1 Указа Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года.

Ф. А.О. в судебном заседании поддержал изложенные в заявлении требования.

   Представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края и Правительства Камчатского края Л. Е.А. заявление полагала необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав, что отказ Министерства социального развития и труда Камчатского края в оказании заявителю содействия в предоставлении ему дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья основан на нормах действующего законодательства Камчатского края и не может расцениваться как незаконный.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

   В кассационной жалобе Министерство социального развития и труда Камчатского края, приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции, просит решение отменить по причине неправильного применения норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. Указывает, что Министерство социального развития и труда Камчатского края не имеет правовых оснований и финансовых возможностей представлять за счет средств бюджета Камчатского края такую меру социальной поддержки, как содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

    Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

             Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

 В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе  содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

  Пунктом 3 Указа Президента РФ N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

  Как следует из материалов дела, семья Ф.А.О. относится к категории многодетной.

  Судом установлено, что в октябре и ноябре 2009 года Ф. А.О. обращался в Администрацию Камчатского края с заявлениями, в которых просил об оказании содействия его многодетной семье в предоставлении льготного кредита, дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

           Ответом Министерства социального развития от 15 декабря 2009 года Ф. А.О. разъяснено о невозможности выделения финансовых средств из краевого бюджета на приобретение строительных материалов и  строительство индивидуального жилья в связи с отсутствием правовых оснований.

           Признавая незаконным бездействие Министерства социального развития и труда Камчатского края по неоказанию содействия в предоставлении многодетной семье Ф.А.О. дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, суд указал, что Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" носит императивный характер и является обязательным для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку он сделан в результате неправильного толкования норм материального права.

   Обязывая Министерство социального развития и труда Камчатского края оказать истцу содействие в порядке п.п. «д» п. 1 Указа Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года, суд не учел, что порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом до настоящего времени не разработан, тем самым, финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер социальной защиты на субъекты Российской Федерации не возложено.

    В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

    Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами; к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки многодетных семей; по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ (за исключением положений о порядке осуществления расходов на решение вопросов, указанных в пп. 2, 9, 13, 21, 25 и 37 п. 2 настоящей статьи).

     Таким образом, в силу указанного Федерального закона, органы  государственной власти субъекта РФ вправе самостоятельно устанавливать объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

     В Камчатском крае меры социальной поддержки многодетных семей установлены статьями 6 и 7 Закона Камчатского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» № 352 от 16 декабря 2009 года, которыми не предусмотрена такая мера поддержки как содействие предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

     С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

     Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда первой инстанции, принять новое решение не передавая дело на новое рассмотрение.

    Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

    Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 3 февраля 2010 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Ф. А.О. о признании незаконным бездействия Министерства социального развития и труда Камчатского края по неоказанию содействия в предоставлении многодетной семье Фещенко А.О. дотации, беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья, предусмотренного п.п. «д» п. 1 Указа Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года и возложении на Министерство социального развития и труда Камчатского края обязанности оказать содействие в предоставлении ему дотации или беспроцентной ссуды на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

 

 

 Председательствующий

        

 Судьи

 

 Верно

 Судья Камчатского краевого суда                                    Е.В.Керносенко

  

опубликовано 07.04.2010 06:11 (МСК)
(ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН)
Правила заполнения
электронного запроса

ФОТОГАЛЕРЕЯ

РАСПОЛОЖЕНИЕ СУДА

ул.Набережная,48

(уголовное судопроизводство)

ул.Ленинская,52

(гражданское и административное производство, кассационная инстанция)

Ленинская,52

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

с понедельника по четверг

с 8:30 до 17:42

в пятницу

с 8:30 до 16:42

обеденный перерыв

с 12:30 до 13:30